Как восстановить речь после инсульта: упражнения

Как восстановить речь после инсульта: упражнения

Лечение людей, перенесших инсульт, является долгим процессом с множеством этапов. Особая роль в этом алгоритме отводится восстановлению речи, которая нарушается в 70% случаев. Восстановление речи после инсульта необходимо, потому что это поможет человеку продолжать прежнюю активную жизнедеятельность. О том, как добиться улучшения, далее.

Как начать реабилитацию?

Сразу после стабилизации общего состояния больного, специалисты рекомендуют начать заниматься с ним оптимизацией речевых навыков в домашних условиях. Безусловно, для того чтобы восстановление после инсульта  произошло более быстро и эффективно, проводить с пациентом занятия должен логопед. Однако поддержка и помощь членов семьи, совместные упражнения не менее необходимы.

С человеком, перенесшим инсульт, должен заниматься логопедЛогопед будет применять различные методики. Поскольку речь идет о постепенном восстановлении речи, можно комбинировать и выбирать наиболее эффективные упражнения. В частности, это могут быть занятия при помощи карточек, детского лото, чтение букваря и других несложных детских книг, произношение слов по слогам и целиком. Именно логопед подскажет, как после инсультного состояния заменить речь при помощи языка жестов и многого другого.

Дополнительные советы и рекомендации

Окружение человека, перенесшего инсульт, собственным вниманием и заботой тоже может внести свой вклад в процесс возвращения его к привычному жизненному ритму. Следует обратить внимание на то, что:

  • недопустимо избегать с больным речевых контактов;
  • речь в рамках общения должна оставаться медленной, не очень громкой и спокойной;
  • необходимо задавать пациенту различные вопросы, петь одновременно с ним или проговаривать несложные скороговорки.

Значительного эффекта можно достичь, если заниматься чтением вслух, а после этого просить инсультника пересказать их. Можно использовать различные числовые ряды, предложив, допустим, называть дни недели в определенном порядке. Все это может делать не логопед, а кто-либо из членов семьи в домашних условиях.

Общие особенности

В условиях абсолютной потери речевых способностей необходимо производить определенные отдельные звуки и слоги. Для этого пациенту говорят некоторую часть слова или фразы, но при этом не договаривают окончания до конца, чтобы речь не была настолько понятна. Человек должен попытаться самостоятельно их проговорить. Планомерно общий объем произносимых слов должен становиться все больше.
Завершающим этапом окажется повторение небольших стихов, четверостиший и скороговорок.

Инсультник должен каждый день произносить скороговорки

Положительно на развитии речевых способностях сказывается пение. Если пациент будет слышать песни, а затем совместно с членами семьи будет пытаться пропевать услышанное, то это у него получится гораздо быстрее, чем привычная речь. В связи с этим необходимо обязательно внедрять представленную методику реабилитации пациентов после инсульта для того чтобы восстановить речевые способности и сделать речь более понятной.
Важным этапом восстановления речи является возобновление способности произносить звуки. Это объясняется тем, что человек, предположительно, может находиться в состоянии разговаривать. Однако в силу продолжительного нарушения деятельности мимических и жевательных мышц отмечается их планомерное застывание.
Желательно, чтобы на этом этапе восстановлением занимался логопед, комбинируя упражнения по мере необходимости. В домашних условиях таких действия будут менее успешными. В таких ситуациях речевой аппарат подлежит активной разработке за счет:

  • упражнения по сворачиванию губ в узкую трубочку;
  • длительного оскаливания зубов, рычания;
  • максимально возможного выдвигания языка вперед, что несовместимо с народными средствами;
  • незначительного прикусывания челюстями по очереди каждой губы;
  • облизывания губ при помощи в любых направлениях (слева-направо и в обратном – идеально восстанавливает речь).

Для того чтобы упражнения были эффективными и усилия, которые приложил логопед, не прошли зря, следует помнить о регулярности при осуществлении данных занятиях. Допустимо также изучать руководства, как восстановить речь после инсульта.

Упражнения

Разработано множество упражнений, позволяющих восстановить речевой аппарат. Зависят они от разновидности афазии. Например, при эфферентной моторной афазии действенными будут следующие занятия: завершение пословиц, поговорок по смыслу, а также подсчет предметов, производимый с опорой на цифры.
Можно воспользоваться также методом противопоставлений (белый – черный). Одно слово проговаривает член семьи, следующее – больной. Важна также вербализация поступков (пациента детально проговаривает то, что он делает, оптимизируя речь).

Вербализация действий после инсульта - действенный способ тренировки речи
При афферентной моторной афазии следует заниматься чтением стихов, ритмически проговаривать их с синхронным отстукиванием ритма произносимого. Логопед может наставить на осуществлении счета от 1 до 10, перечислении дней недели.
Динамическая афазия подразумевает внедрение «ролевых бесед», которые обыгрывают конкретную ситуацию. Допустимо также составление открыток и поздравительных текстов, писем. Желательным элементом будет прослушивание текстов по сюжету, а также положительные или отрицательные ответы.
К другим формам относится:

  • сенсорная афазия – выбор правильного названия предмета, ответы на простые вопросы или участие в диалоге, заполнение пустых мест во фразах, составление небольших рассказов из серии картинок по сюжету;
  • акустико-мнестическая афазия – прослушивание текстов и ответы на простые вопросы, словарные диктанты с планомерным усложнением фраз, устное составление предложений по коротким фразам, классификация услышанных слов по какому-либо признаку;
  • семантическая афазия – описание плана комнаты, пути следования, составление предложений с союзами, изложение, импровизации на определенную тему, возможность завершить рассказ, повесть;
  • амнестическая афазия – обобщение зрительных картинок и самостоятельное изображение определенных предметов, которые были обозначены словами-названиями. Необходимо также вычленение основных предметных признаков (объектов или явлений), что несовместимо с народными средствами.

Лекарственные препараты

Медикаментозных средств, назначаемых именно при потере речи, не существует. Однако разработаны препараты, помогающие справиться с инсультом в целом. Речь идет о Церебролизине и глицине, которые известны как наиболее безопасные. Они не имеют побочных действий, зато стабилизируют показатели давления и мозговое кровообращение.
Для лечения инсульта назначаются такие препараты, как энцефабол, виноцетин, актовегин – они позволяют улучшить общее состояние здоровья. По показаниям происходит назначение и внедрение внутривенно гипотензивных, вазотонических, спазмолитических, кардиотонических и противоотечных лекарственных средств.

Специальных препаратов, восстанавливающих речь, не существует
Антигипоканты и антиоксиданты прописывают зачастую при лечении всех инсультников, потому что они форсируют насыщение клеток мозга за счет кислорода и оптимизируют гиподинамику. Отлично зарекомендовал себя в данной роли мескидол.
Показано также назначение антидепрессантов, чтобы ускорить процесс, в соответствии с которым восстанавливается речь. Благодаря их воздействию получается не только избежать чувства страха, но и ликвидировать отрицательные симптомы. Их испытывает любой пациент с нарушениями мозговых процессов.

Профилактика

Для того чтобы лечение было эффективным, необходимо принять адекватные профилактические меры воздействия. Они заключаются в применении препаратов, осуществлении ЛФК, использовании народных средств (после согласования с врачом).
Также необходимо правильно питаться и полностью отказаться от вредных привычек. В таком случае логопед и его действия будут на 100% результативными, а человек, перенесший инсульт, сумеет сохранить отличное состояние здоровья и речь.